Когда я фотографирую цифровым аппаратом, я инстинктивно подношу его к лицу; это привычка, выработанная за много лет пользования традиционным 35-миллиметровым аппаратом. Держа аппарат у глаз, я чувствую себя увереннее, во-первых, потому что так мне удобнее, во-вторых, так я крепче держу аппарат, не давая ему дрогнуть. Я говорил в главе 1 о том, как важно крепко держать аппарат, это одно из основных требований для получения четких, сфокусированных снимков.

Но в то же время я не могу спорить с тем, что фотографировать с помощью цифрового экрана тоже приятно и удобно. Когда вы держите аппарат в полуметре от глаз, у вас создается впечатление, что вы рассматриваете готовую фотографию объекта в рамке. И поскольку ваше лицо не «приклеено» к видоискателю, вы можете переводить взгляд с экрана на объект, выбирая лучший момент для фотографирования, да и просто более удобную позицию для себя, по крайней мере не свалитесь в лужу, как бывает с незадачливыми фотографами в комедийных фильмах.

Как и с обычным видоискателем, на экране вы видите отметку фокуса в кадре, если у вас аппарат с автофокусировкой, и можете следить за тем, как аппарат справляется с этой задачей, правильно ли выбрана точка фокусировки (рис. 15.4). (Подробнее о фокусировке читайте в главе 6.)

Если у вас есть видеокамера с выдвижным экраном, то такой способ выбора объекта для съемки для вас уже не нов и привычен. Но есть существенная разница между съемкой видеокамерой и фотоаппаратом. Дело в том, что, когда вы держите камеру или аппарат на вытянутой руке, вам трудно удержать эту руку от дрожания; аппарат, не имея контакта с лицом, не будет жестко зафиксирован, вздрагивание аппарата практически неизбежно. Если речь идет о съемке видеокамерой, то это не очень страшно, там дрожание не так заметно, во-первых, потому, что оно скрадывается движением всей картинки, во-вторых, в некоторых камерах есть система компенсации дрожания рук, которая благодаря автоматике исправляет дрожание камеры. Другое дело — фотоаппарат. Если ваша рука дрожит, то почти наверняка кадр получится нерезким, а может быть, и вообще смазанным.

На экране цифрового аппарата вы видите точку фокуса, как и в видоискателе обычного аппарата; на этом рисунке точка фокуса обозначена квадратными скобками. Ею можно пользоваться для слежения за тем, как аппарат наводит фокус, в какую именно точку

О дрожании рук можно не беспокоиться, если вы снимаете со вспышкой при недостаточном освещении, потому что длительность вспышки очень мала, и это само по себе фиксирует кадр, предотвращая смазывание. Но если света достаточно для фотографирования без вспышки или если вспышка работает в режиме подсветки, то вам нужно побеспокоиться о том, чтобы надежно зафиксировать руку. Для этого нужно ее упереть в что-то, хотя бы в себя. Это особенно важно, если вы намеренно выключили вспышку для фотографирования при каком-то особом свете, который вы хотите зафиксировать.

Я не отговариваю вас пользоваться экраном цифрового аппарата при фотографировании. Просто если вы не можете зафиксировать руку с аппаратом совершенно надежно, то лучше избегать снимков с вытянутой руки. Для того чтобы надежно зафиксировать руку, нужно упереться ею в грудь, а при этом рука окажется совсем близко к лицу. Это может быть неудобно при рассматривании экрана, особенно если вы носите очки для дальнозорких, как я. В общем, мой совет прост — компонуйте кадр с помощью экрана, только если вы абсолютно уверены в том, что рука не дрогнет.

Если вы добрались до этой главы, прочтя всю книгу, то вы уже знаете, что в фотографии существует множество исключений из правил. Так и здесь. Из того, что я сказал об экране и видоискателе, есть два исключения. Первое: есть такие модели цифровых аппаратов, в которых просто нет видоискателя. Такие модели выпускаются в погоне за малыми размерами аппарата или просто ради необычного дизайна. Если у вас один из таких аппаратов, то вам ничего не остается, как снимать с вытянутой руки; в таком случае помните о надежной фиксации аппарата.

Второе исключение состоит в следующем. Снимая с близкого расстояния, всегда пользуйтесь для компоновки кадра экраном, а не видоискателем. На экране вы видите в точности то, что линзы объектива проецируют на светочувствительный элемент,

в то время как видоискатель — это просто окошко в аппарате, направленное на объект съемки приблизительно. На большом расстоянии разница между картинкой в видоискателе и на цифровом экране не очень заметна, но на малом расстоянии эта разница становится существенной, и чем расстояние меньше, тем больше искажения.

Какое расстояние следует считать слишком близким для того, чтобы пользоваться видоискателем? Трудно сказать, не зная конструкции вашего аппарата. В качестве общего правила можно считать, что если вы снимаете что-то вроде портрета или настолько же близкое, при этом не пользуясь зумом, то лучше компоновать кадр с помощью экрана. И если вы замечаете, что разница между тем, что вы видите в видоискателе, и тем, что показывает экран, становится существенной, то есть смысл переходить на использование экрана даже на не очень близких кадрах.