Портрет, являясь художественным образом человека, требует правдивой трактовки его индивидуальности, раскрывающей все особенности данной конкретной личности. Следовательно, и изобразительные средства, которыми пользуется фотохудожник при создании портрета, должны быть так же различны, как различны человеческие лица.
Фотохудожник должен организовать взаимодействие всех элементов изобразительной композиции так, чтобы оно способствовало правдивой и действенной характеристике объекта. Проще всего снимать проведение праздников и яркие улыбки и смех людей.
Светом он может найти наиболее правильную и выразительную лепку форм данного лица и выделить в нем то, что, по мнению фотохудожника, является наиболее характерным для данного человека. Точкой видения объектива он может подчеркнуть линейные очертания форм человеческого лица и найти наиболее характерные и выразительные линии его.
Свет, моделируя формы лица, может сделать их в изображении мягкими, расплывчатыми или, наоборот, четкими, твердыми и скульптурными.
Фактура человеческого лица, ощущение материальности его, должно обязательно дополнять характеристику объекта, придавая ему правдивость и жизненность. Отсутствие фактуры, зализывание ее ретушью делает изображение анемичным и превращает человеческие лица в безжизненные маски. Светом можно сглаживать дефекты кожи, не имеющие значения для характеристики данного лица, но фактура лица должна быть сохранена в изображении во что бы то ни стало.
В зависимости от характера изображаемого объекта фотохудожник выбирает и характер освещения.