Уроки фотографии | Фото мира | Красивые фотографии

Как предварительная фокусировка ускоряет съемку

Как предварительная фокусировка ускоряет съемку

В главе 4 я говорил, что при нажатии кнопки спуска наполовину аппарат получает множество инструкций. При обычных условиях на выполнение этих инструкций может понадобиться несколько секунд, после чего аппарат перейдет в состояние готовности. Если вспышка нуждается в подзарядке или если вы пользуетесь цифровым аппаратом, то это время может растянуться даже до 5 секунд. (Если навести фокус не удается, то аппарат не сработает вообще.)

Задержка в полсекунды при срабатывании затвора не сыграет большой роли, когда вы снимаете первые шаги вашего малыша. За это время он не уйдет далеко и вы можете зафиксировать фокус и спокойно снимать. Когда малыш подрастет до трехколесного велосипеда, тоже не возникнет особых проблем. Он едет не быстрее чем 3 км/час, и вы с помощью того же способа сделаете все в лучшем виде. Но когда он пересядет на двухколесный велосипед, вам уже придется подготовиться к фотографированию быстрого движения, иначе вы нажмете кнопку спуска, когда он проедет мимо вас, и получите в кадре только кусты живой изгороди.

Чем быстрее движется объект, который вы снимаете, тем существеннее становится задержка при срабатывании затвора. Я не рассматриваю здесь фотографирование гоночных автомобилей, несущихся со скоростью 300 км/ч. Даже шаг пешехода может оказаться слишком быстрым для среднего любительского аппарата.

Поэтому снимать вашего велосипедиста нужно следующим образом. Выберите какое-то заметное место, мимо которого он будет проезжать; это может быть пятно на изгороди, пересечение дорожек в саду или дерево возле аллеи. Подготовьте аппарат точно так, как вы сделали бы, если бы он остановился в этом месте. Скомпонуйте кадр (с помощью зума или перемещаясь на ногах) и зафиксируйте фокус, наведя его на замеченное место и нажав кнопку спуска наполовину. Когда велосипедист въедет в кадр, нажмите кнопку спуска до конца.

Между прочим, тот предмет, на который вы наводите фокус при предварительной фокусировке, необязательно нужно выводить из кадра при съемке. Представьте себе, что вы снимаете гимнаста, работающего не брусьях или на коне. Если вы попробуете навести фокус на самого гимнаста, то автоматика аппарата может сработать неправильно, например навести на стену за гимнастом. И даже если аппарат наведет фокус на самого гимнаста, вы почти наверняка пропустите интересный момент из-за задержки в срабатывании затвора. Но если вы предварительно наведете фокус на самих брусьях (кстати, это можно сделать с большей точностью, чем если вы будете наводить на спортсмена), то вам останется только нажать кнопку спуска до половины и ждать, пока появится исключительный момент, например когда он свалится на пол.

Следите за тем, чтобы аппарат не дрожал! Вы можете так сильно и резко нажать кнопку спуска, стараясь успеть поймать движение, что аппарат дрогнет, и снимок получится смазанным даже больше, чем за счет движения спортсмена. Возьмите аппарат крепко в руки, уприте локти себе в грудь, вдохните, выдохните и после этого расслабьтесь. Обращайте внимание на то, как вы нажимаете кнопку спуска. Вы не должны делать движение всей рукой, нажимая на аппарат, вместо этого вы должны крепко сжимать аппарат и плавно нажимать пальцем кнопку спуска. Ваш палец должен постоянно находиться на кнопке.

Существует два разных подхода к фотографированию движущихся объектов, или два способа передать ощущение движения на неподвижной фотографии. Один из них состоит в том, чтобы пытаться сделать абсолютно четкий кадр, то, что называется стоп-кадр, для чего нужно применять самые короткие выдержки. Второй подход к передаче движения состоит в том, что вы сознательно делаете снимок размытым, размазанным, передавая движение объекта в пространстве. На практике иногда эти два подхода объединяются, при этом получаются самые эффектные фотографии. Я рассмотрю оба эти метода далее в этой главе.

На самом деле между этими двумя способами передачи движения нет принципиальной разницы, можно сказать, что различие состоит только в продолжительности промежутка времени, который фиксируется на пленке. На стоп-кадре обычно запечатлен очень короткий промежуток времени, например теннисная ракетка в середине размаха и мяч, зависший в воздухе перед ней. На размытом снимке вы видите ту же самую сцену, но в течение более длительного промежутка, при этом ракетка с рукой теннисиста выглядит, как широкая дуга, вытянутая поперек кадра, а мяч — как мазок кистью.

Оставить комментарий к записи: "Как предварительная фокусировка ускоряет съемку"

Мир в фотографиях | Уроки фотографии