Когда вы снимаете при недостаточном освещении, будь то в комнате при свете из окна или при искусственном свете, или на улице в пасмурный день, автоматика вашего аппарата может установить очень большую выдержку для того, чтобы на пленку попало достаточно для правильной экспозиции света. Некоторые аппараты в таких условиях могут установить выдержку в четверть секунды или в половину, а иногда даже больше. При такой большой выдержке снимок часто получается смазанным из-за того, что аппарат вздрагивает в вашей руке.

В таких ситуациях опытные фотографы применяют устройство, называемое штативом, эдакую трехногую конструкцию с выдвижными ногами, на которой крепится аппарат. Штатив позволяет не только надежно закрепить аппарат, но и более точно выбрать кадр и построить композицию. Существуют также маленькие, так называемые настольные штативы, которые можно устанавливать на любой плоской поверхности, направляя аппарат в любую сторону. Штативы — очень удобная вещь, и я рекомендую вам приобрести какой-нибудь штатив, но хочу также рассказать о других способах фиксации аппарата.

Самый простой из них состоит в том, что вы специальным образом упираете руки в свое тело, а именно, перед тем как нажать кнопку спуска, прижимаете локти к груди. При этом хорошо также расставить пошире ноги, образуя таким образом своеобразный штатив. Если поблизости есть какая-то вертикальная поверхность, например стена или проем двери, можете упереться в нее плечом. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, и плавно нажимайте кнопку спуска. Это уже значительно снизит опасность вздрагивания аппарата.

Еще надежнее можно зафиксировать аппарат, если положить его на какую-то поверхность, на стол или на стул, на полку и т.п. При этом тоже нужно следить за тем, чтобы нажимать кнопку спуска плавно, без лишнего движения. Еще лучше, если вы установите аппарат в режим автоматической съемки, поставите таймер на какой-то интервал времени (не слишком большой), уберете руки от аппарата совсем и подождете, пока он сделает снимок сам. (Подробнее об использовании таймера читайте в главе 4.)

Большинство цифровых аппаратов, если не все, устанавливают режим автоматической балансировки белого цвета при каждом включении. Поэтому, если вы пытались менять настройки этого режима, но запутались и хотите вернуться к исходному состоянию, можете просто выключить и включить аппарат снова, это вернет вам статус-кво. Но при этом вам нужно помнить о том, что при выключении и включении аппарата могут сбиться остальные настройки, если вы изменили их установку по сравнению со стандартной. Если окажется, что ваш аппарат не возвращает установку баланса белого в исходное значение, то после изменения вам придется сделать это вручную, иначе снимки при естественном свете могут получиться с голубым оттенком.

Но иногда может случиться и так, что вам понадобится смешивать свет от лампочки накаливания и от флюоресцентных светильников (об этом мы говорили в главе 7). В этом случае лучше всего использовать вспышку в режиме медленной вспышки или в режиме подсветки, если у вас нет медленной вспышки. Установите один из этих режимов, даже если аппарат сам включает вспышку в автоматическом режиме, иначе автоматическая вспышка перебьет своим ярким светом существующее освещение. (Опять повторю: используйте чувствительную пленку, не менее чем ISO 800.) Смешивание света вспышки и лампочки накаливания может создать интересный эффект двух тонов, особенно если предметы на переднем плане (главный объект съемки) освещены вспышкой, а задний план, куда свет вспышки не достает, освещены существующим светом. Даже если вы смешиваете вспышку с обычным комнатным освещением, сделайте все возможное для надежной фиксации аппарата, потому что в помещении всегда выдержка устанавливается большей, чем на улице.

И наконец, если ваша комната освещена флюоресцентными источниками, вы можете попробовать сделать снимок только при их свете. Флюоресцентный свет обычно создает на фотографиях зеленоватый оттенок, но в фотомастерской вам могут его исправить при печати. Когда мне приходится снимать в помещении при флюоресцентном свете, и я хочу получить четкие детали на заднем плане, я устанавливаю вспышку в режим медленной вспышки, это позволяет немного уменьшить зеленый оттенок на деталях заднего плана. Если при этом вспышка не срабатывает сама по себе (это случается, потому что флюоресцентный свет бывает довольно ярок), я включаю ее принудительно, переводя в режим подсветки или медленной вспышки. При этом зеленый оттенок на фотографиях получается совсем незаметным.

В последнее время на рынке появляется все больше пленок, особенно это касается пленок производства Fuji, на которых можно с помощью сложнейшей химической технологии убрать зеленый оттенок. Fuji говорит о таких пленках, что на них «добавлен четвертый цветовой слой», и иногда даже помещает такое заявление на коробки с пленкой. Еще раз повторю, что цифровой аппарат должен автоматически включать режим коррекции белого, если он обнаруживает, что сцена освещена флюоресцентным светом. Но если вы не удовлетворены результатами такой коррекции, то можете сделать это вручную.