Уроки фотографии | Фото мира | Красивые фотографии

Советы по фиксации движения

Советы по фиксации движения

Если вы при фотографировании быстрых объектов используете пленку не меньше чем ISO 800, а на цифровом аппарате установили значение чувствительности не меньше чем ISO 400, и при этом все равно получаете смазанные снимки, вы можете решить, что ваш аппарат не способен делать короткую выдержку и с ним нельзя снимать по-настоящему быстрые объекты. Это не всегда так, и ниже я приведу вам несколько советов, опишу несколько способов, которыми пользуются даже профессиональные фотографы, в том числе спортивные репортеры со своими сверхбыстрыми аппаратами.

Поймайте верхнюю точку движения. Когда волейболист выпрыгивает над сеткой для удара по мячу, в начале прыжка он движется очень быстро. И когда он опускается после удара, его движение тоже довольно быстрое. Но когда он находится в верхней точке прыжка, он как бы замирает, не поднимается и не опускается, почти висит в воздухе. В былые времена, когда пленки были не такие чувствительные, как сегодня, и спортивные арены освещались не так ярко, спортивные репортеры специально ожидали такого момента, чтобы зафиксировать эффектный удар, они знали, что в этот момент смазывание снимка будет минимальным даже при довольно большой выдержке, которую им приходилось устанавливать.

Фотографируя в помещении при не очень ярком свете, например на баскетбольном матче, лучше всего применить вспышку, однако, если вы почему-то не можете этого сделать или хотите снимать только при естественном освещении, вам придется пользоваться таким приемом. Снимайте баскетболиста в момент максимального подъема, когда он висит возле кольца, а фокус наводите предварительно на само кольцо.

Кроме того, имейте в виду, что такой момент зависания спортсмена — самый эффектный и выгодный для фотографирования (рис. 12.3). Прыгая в высоту, атлет имеет самую малую скорость движения на отрезке от разбега до приземления именно в момент пересечения планки (предварительную фокусировку нужно делать на планку). То же самое относится к прыжкам в воду с трамплина, и предварительную фокусировку нужно делать на конец трамплина.

Снимайте встречное движение. Как будет размыт движущийся объект, в значительной степени зависит от того, под каким углом он движется по отношению к аппарату. Если объект движется под прямым углом к линии визирования, то вероятность того, что он окажется смазанным, наиболее велика. Представьте себе велосипедиста, который едет справа налево от вас; в этом случае нужно принимать все меры для того, чтобы избежать размытого кадра. Если он едет под некоторым углом к вам, то его перемещение в кадре будет не так велико, и размытость будет меньше. Но если он едет прямо на вас, то его перемещение почти равно нулю, и размытость кадра почти вам не грозит.

Конечно, не во всякой ситуации можно снимать встречное движение, например это совершенно не годится для фотографирования движущегося поезда, но есть немало возможностей для применения такого приема. В частности, вы можете снимать таким способом малыша, съезжающего с детской горки, и даже при недостаточном освещении и не очень чувствительной пленке вы получите вполне резкий снимок (рис. 12.4).

Снимайте с большого расстояния. Когда вы стоите возле шоссе, то автомобили проносятся мимо так, что вы не успеваете повернуть за ними голову. Но если вы смотрите на них с некоторого расстояния, то вполне можете проводить их взглядом. Чем дальше от вас находится движущийся предмет, тем меньше влияете его движение на перемещение в кадре. Я не предлагаю вам снимать соревнования по мотогонкам с расстояния в полмили, просто имейте в виду, что снимать бегунов лучше не у края беговой дорожки, а с расстояния хотя бы десять метров.

Советы по фиксации движения

Рис. 12.3. Если вы нажмете кнопку спуска в тот момент, когда объект находится в верхней точке своего движения, до того как он начнет опускаться, как прыгающий смельчак на этом кадре, то смазывание будет не таким сильным. Но при этом не забудьте о предварительной наводке фокуса

Советы по фиксации движения

Рис. 12.4. Для того чтобы уменьшить размазывание быстро движущегося объекта (слева), снимайте его под некоторым углом (в центре) или даже при встречном движении (справа)

Ведите аппарат за объектом. Этот прием подразумевает нарушение одного из основных правил фотографирования, о котором я много раз говорил в книге, а именно — что нужно держать аппарат неподвижно. При фотографировании быстро движущегося объекта можно поворачивать аппарат за ним, чтобы объект оставался неподвижным относительно кадра (рис. 12.5). При этом смазывание объекта из-за его движения будет минимальным.

Рис. 12.5. Ведение аппарата за быстро движущимся объектом позволяет получить сам объект совершенно резким, но некоторые детали и фон получаются смазанными. Это создает дополнительное ощущение движения

Для того чтобы наглядно объяснить, как действует ведение аппарата за объектом, я предлагаю вам представить, что вы кружитесь на карусели. Если вы при этом будете смотреть в сторону и держать глаза открытыми, то все предметы в поле зрения будут размазанными. Но если вы повернете голову в сторону, противоположную вращению, то сможете отчетливо рассмотреть какой-либо предмет. Ведение аппарата за объектом дает тот же самый эффект, только вы поворачиваете не голову, а аппарат.

При ведении аппарата за объектом возникает дополнительный эффект, а именно — размазывание некоторых деталей на снимке. Это еще больше усиливает ощущение движения. Например, снимая бегущего легкоатлета, вы можете зафиксировать его торс неподвижным, но при этом его руки и ноги получатся размазанными, передавая ощущение движения. Велосипедист может получиться совсем резким, но спицы в колесе, педали и ноги получатся размытыми, передавая движение. Кроме того, при таком ведении аппарата за объектом фон съемки получается смазанным, создавая у зрителя ощущение быстрого перемещения относительно объекта. Такое смазывание фона может выглядеть эффектно, кроме того, при этом детали фона становятся плохо различимыми, концентрируя внимание на самом предмете съемки.

Советы по фиксации движения

Оставить комментарий к записи: "Советы по фиксации движения"

Мир в фотографиях | Уроки фотографии