Пейзаж в изобразительном искусстве принято понимать как художественный образ природы.
Пейзаж может быть и основной темой изображения и фоном, на котором изображены события с участием людей.
Органическое слияние пейзажа с изображаемыми на его фоне событиями часто мешает рассматривать пейзаж как особый жанр в фотографии, а между тем в первые годы развития фотографии ее мастера, стремясь к утверждению своего искусства, использовали именно пейзаж для доказательства того, что фотография самостоятельное изобразительное искусство.
Заметим только, что самобытность фотографии доказывалась ими отнюдь не самобытными приемами; явно подражая импрессионистам, они изображали в своих пейзажах природу обособленную, независимую от происходящих в действительности событий. Грустный лирический пейзаж, так называемый пейзаж «с настроением», созданный при помощи мягкорисующей оптики, преобладал в то время в художественной фотографии.
Небрежность распределения в рамке кадра, преувеличенность световых эффектов, смягчение и расплывчатость контуров создавали впечатление эскизности выполнения и выдвигались как признаки подлинного искусства и живописности фотопейзажа. Основная задача таких изображений сводилась к воспроизведению световых эффектов, а природа и окружающая реальная действительность рассматривались лишь как повод для приложения их.
Достаточно вспомнить бесконечно повторяющиеся эффекты закатов на море, лунные дорожки на воде, снятой против света, черные кипарисы над морем, изображенные в подражание Беклину, или серые расплывчатые изображения, сделанные по способу бромойль, чтобы нам стало ясно, что вместо жизни зрителю преподносились холодные, лживые изображения, извращающие действительность и никакого представления о природе не дающие.