Большое фокусное расстояние (более 60 мм на 35-миллиметровом фотоаппарате или 50 мм — на APS-камере) также называется телефокусным расстоянием. На цифровых фотоаппаратах телефото начинается после увеличения в 2Х; все, что больше 2Х, уже считается телеувеличением.

Вы используете большое фокусное расстояние, когда вам необходимо снять объект, находящийся на расстоянии, либо вы не можете подойти ближе, либо ваше приближение испортит момент, и фотография не получится реалистичной. Телефокусное расстояние увеличивает объект съемки, т. е. он выглядит большим, чем когда вы смотрите на него не вооруженным глазом. Чем больше фокусное расстояние, тем больше увеличение (напоминает взгляд сквозь бинокль, который фактически состоит из двух телеобъективов).

Профессиональные спортивные фотографы или фотографы дикой природы, которые пользуются 35-миллиметровыми камерами, используют телеобъективы с гораздо большим фокусным расстоянием, чем даже самое большое на вашем фотоаппарате (в основном, 300, 400 мм

и более). Эти мощнейшие и дорогущие объективы позволяют им снять объект крупным планом, находясь на большом расстоянии от него. По техническим причинам 35-миллиметровые и APS-камеры не могут иметь такой уровень увеличения.

Цифровые фотоаппараты могут иметь, а некоторые уже имеют такой огромный уровень увеличения 35-миллиметровых супертелеобъективов. В таких моделях зум измеряется в 6Х, 7Х и более.

Когда вы увеличиваете зум на своем фотоаппарате, вы просто-напросто изменяете фокусное расстояние до отметки телеуровня. Но, помимо увеличения, с картинкой происходят и другие вещи. Телезум зачастую сглаживает, или сжимает, изображение. Предметы, находящиеся за объектом съемки, т. е. на заднем плане, как будто приближаются к нему, иногда почти равняются с ним. Фотографии-открытки, на которых изображено огромное солнце или луна, висящая над горизонтом на фоне маяка, — типичный пример такого эффекта. (Подробности об этом и примеры этого эффекта приведены в главе 9.) Эффект телекомпрессии фактически обратен эффекту широкоугольного фокусного расстояния, когда предметы заднего плана как бы уменьшаются относительно объекта съемки.

Этот сглаживающий эффект делает средние телефотофокусные расстояния (70-100 мм в 35-миллиметровых фотоаппаратах, 55-80 мм в APS-камерах или увеличенный до предела зум в цифровых фотоаппаратах) очень удачными для портретной съемки. Потому что вы можете взять крупным планом лицо человека, не подходя слишком близко (на расстояние вытянутой руки или даже ближе), и у вас не получаются выпуклые носы, глаза, как у насекомого, или выпяченная челюсть. (Ну, скажем, объектив не ухудшает то, что дано человеку природой!)

Объективы с фокусным расстоянием 70-100 мм в 35-миллиметровых фотоаппаратах и 55-80 мм в APS-камерах иногда называют портретными, потому что они очень удобны для фотографирования портретов, они не искажают пропорции человеческого лица. В цифровых фотоаппаратах эквивалент этого расстояния — от 2Х до 3Х.

Телефокусные расстояния очень важны и ценны для таких объектов съемки, как спорт (ваш ребенок, играющий в футбол), природа (красивый цветок на вашем заднем дворике), съемка на расстоянии, репортажные снимки. Они также хорошо подходят для крупных планов, потому что увеличение, данное ими, позволяет вам оставаться на сравнительно большом расстоянии, а не приближаться вплотную, чтобы составить композицию. Сфотографировать ловкую бабочку с одного метра с выставленным фокусным расстоянием в 105 мм гораздо проще, чем с расстояния 30 см и с выставленным фокусным расстоянием 35 мм.

Хотя могут возникнуть и определенные проблемы, когда на фотоаппарате выставлено большое фокусное расстояние. Одна из них называется эффектом параллакса. Подробнее об этой проблеме и ее решениях читайте во врезке «Иногда вы получаете не то, что видите».