Основным средством для получения изображения в фотографии является свет.
Благодаря свету человек видит окружающий предметный мир — пространство, и все, что в нем находится, воспринимает объем и форму предметов и определяет цвет и тон.
Световые лучи, отражаемые предметами и освещенным пространством, создают па светочувствительном материале фотографическое изображение.
Наряду с этой способностью рисовать изображение, свет является в фотографии и кинематографии основным средством творческого изображения предметной действительности.
Всякое освещение вызывает образование и распределение светотеней, которые обрисовывают объем и форму фигур и предметов.
Если в живописи или в цветной фотографии средством изображения объемной формы предметов являются цвет и свет, то в черно-белой фотографии таким средством является светотень, образующая тон. Свет лепит формы и выявляет объем.
Искусно примененный свет способен преображать натуру так, что изображение ее может приобретать различные качества. В соответствии с той задачей, которую поставил перед собой автор изображения, светом можно подчеркнуть или смягчить рельеф изображаемых фигур и предметов.
Мы знаем, что чем больше света отражает тело, тем оно кажется нам светлей; чем меньше око отражает света, тем оно темней. Следовательно, от количества падающего на изображаемые тела света будет зависеть их светлота, т. е. тон. Распределение светотеней всегда связано с характером источника освещения. Распределение и характер светотеней, полученных при . солнечном освещении, отличаются от получаемых при освещении искусственным светом, например светом настольной лампы.
При создании произведения изобразительного искусства чрезвычайно важна правильная передача в нем характера источника света, так как этим самым определяется время и место действия. Солнечное или лунное освещение, электрическое освещение или освещение от света, источник которого находится вне поля изображения, всегда будут соответственно характеризовать изображение.