Объект изображения, выбранный непродуманно, нехарактерный и нетипичный, изображенный лишь во имя передачи его подробностей, будет давать ложное представление о реальной действительности. Подробности, не являющиеся характерными для объекта, заслонят от зрителя целое — главное — и таким образом поставят объект вне связи с окружающей его средой, оторвут его от среды. Изображение объекта станет в этом случае изображением формальным, отнюдь не являющимся выражением точки зрения художника на окружающий мир, на его развитие.
Следовательно, натуралистическое изображение станет в один ряд с формалистическим, будет также безидейно, бессодержательно. Поэтому натурализм враждебен и чужд современному искусству так же, как и формализм.
Существенной особенностью социалистического реализма является то, что он отображает данное явление действительности не изолированно, а во взаимодействии с другими явлениями, в их историческом движении, в их типичности и в то же время со всеми индивидуальными их признаками.
Нетипичные явления — факты, выбранные и отображенные лишь благодаря тому, что какая-то не типичная, не характерная. а индивидуальная подробность привлекла внимание художника, — будут выглядеть случайными, не дающими представления о реальной действительности в ее развитии.
Социалистический реализм, как известно, ставит себе задачей показ живой, реальной действительности во всех типических ее проявлениях, раскрытие типических характеров в типических обстоятельствах, утверждение передовых идей прогрессивного человечества, изображение жизни в ее непрестанном движении вперед, в ее развитии.
В поисках наиболее выразительных элементов изобразительной формы, определяющих образное выражение реальной действительности, художник должен исходить из возможностей данного рода искусства, из возможностей языка его и свойственных ему средств выражения, а также условий его восприятия зрителем.