Уроки фотографии | Фото мира | Красивые фотографии

Диапазон вспышки

Диапазон вспышки

Разные вспышки имеют разную мощность, в зависимости от этого меняется расстояние, на котором вспышка может осветить объект съемки в достаточной степени. Прочитайте в руководстве к вашему аппарату, каков диапазон вашей вспышки. Обычно его указывают в метрах, но если у вас он указан в футах, то просто разделите это значение на 3,3. Как правило, диапазона вашей вспышки будет достаточно для обычных съемок в помещении, особенно если вы последуете моему совету использовать чувствительные пленки (о чувствительности пленки мы говорили в главе 2). Есть еще один способ снимать с небольшим диапазоном вспышки — использовать малые фокусные расстояния. При этом вы не только приблизитесь к объекту, но и система автоматической экспозиции установит большую диафрагму. А чем больше диафрагма, тем больше света попадет на пленку или на светочувствительный элемент.

Выключив вспышку, вы заставите свой аппарат снимать при освещении стадиона, обходиться "своими силами", т.е. настроить систему так, чтобы в объектив попадал весь свет, который только можно собрать в данных условиях.

Кроме того, вам необходимо уметь выключать вспышку в некоторых особых случаях, когда строгие правила не разрешают ею пользоваться. Например, такое может быть в музее, на официальных церемониях, на некоторых спортивных состязаниях, хотя при награждении финалистов всегда видны блики вспышек то там, то здесь. И дело не только в том, что эти люди пренебрегают правилами, скорее всего, они просто не знают, как выключить вспышку своего аппарата. И наказанием им будет не только замечание сотрудников, но и никуда не годные снимки.

Не подумайте, что спортивные соревнования — это единственное место, где вам придется выключать вспышку. Вот вам еще несколько ситуаций, в которых вам придется воспользоваться режимом выключения вспышки.

При съемке удаленных объектов, когда в автоматическом режиме вспышка обязательно сработает. Это может быть пейзаж, закат или восход солнца. В некоторых аппаратах есть специальный режим вспышки для фотографирования пейзажей. Выбор такого режима говорит аппарату, что все равно невозможно осветить всю сцену, и обычно в этом режиме вспышка отключается. Если у вас нет такого режима, просто отключите вспышку самостоятельно.

Если вы видите како-то особый свет и хотите зафиксировать его на снимке. Например, вы хотите заснять игру полуденного света на волнистом песке. Для того чтобы передать самые мелкие детали, вы постараетесь подвинуться поближе, и при слабом свете ваша вспышка сработает, особенно если у вас не очень чувствительная пленка. А помните, я много раз вам говорил, что нужно выбирать пленки с высокой чувствительностью? И если вспышка сработает, то это испортит всю текстуру, потому что при этом пропадут тени не только от волн песка, но и от отдельных песчинок, а без текстуры снимать песок — пустая трата пленки и всего остального. Интересный естественный свет часто бывает не очень ярким, но вспышка просто убивает его.

Если вы хотите получить эффектную картинку, выключите вспышку. При съемке вне помещения часто трудно определить, сработала вспышка или нет, поэтому, если, сделав кадр, вы не знаете, была вспышка или нет, лучше выключите ее вручную и снимите еще раз.

Если у вас есть сомнения насчет того, применять вспышку или нет, то сделайте два кадра: один — со вспышкой, другой — при естественном освещении (рис. 7.12). Во-первых, вы получите два снимка, и есть надежда, что хоть один из них будет хорош, а во-вторых, и это даже важнее, вы сможете сравнить результат, сделать вывод, а следовательно, приобрести опыт. Не экономьте на одном кадре. Помните, что потратить на один хороший снимок несколько кадров — это норма даже для профессионала.

Когда вы снимаете сквозь оконное стекло. Если при этом вы не выключите вспышку, то ее блик может затенить или совсем засветить изображение объекта съемки. Влияние этого блика можно уменьшить, если при съемке прижать аппарат вплотную к стеклу. Однако должен вас предупредить, что при этом может сбиться наводка на фокус. Единственный способ проверить, сбивается ли у вас наводка на фокус при съемке сквозь стекло, — снять сквозь стекло, а потом посмотреть, как выглядят отпечатки. Если все в порядке, то вам повезло. Если фокус не наводится сквозь стекло, можно попробовать протереть начисто участок на стекле, сквозь который вы снимаете, но лучше всего не снимать сквозь текло. Просто откройте окно и снимайте, как все нормальные люди. В главе 6 мы рассматривали специфику съемки сквозь стекло.

Если вы не можете прижаться аппаратом к стеклу, а сделать снимок все-таки хочется, то для снижения засветки вспышки попробуйте снимать под углом к стеклу. Этот метод может сработать, если стекло чистое. Снимать под углом нужно также при съемке через зеркало.

Стр. 159

Диапазон вспышки

Рис. 7.12. Автоматическая вспышка убивает мягкий свет и уничтожает текстуру (вверху). Выключив вспышку, можно сохранить эти приятные свойства кадра

© Russell Hart (2)

Следует иметь в виду, что выключение вспышки иногда может создать сложную ситуацию. Если вы снимаете в недостаточно освещенном месте, например на том же стадионе, и используете пленку с невысокой чувствительностью, то аппарат может обнаружить недостаток света и выставить такую длительную выдержку, что быстро движущийся объект получится смазанным. В некоторых моделях аппаратов выдержка может оказаться длиной в секунду и даже больше. Но еще более вероятно, что даже при неподвижном объекте у вас просто дрогнут руки (причем вы можете даже не заметить этого), и кадр все равно получится смазанным (рис. 7.13).

Не отчаивайтесь. В главе 2 я рассказал, как бороться с дрожанием рук, что, безусловно, является более распространенной причиной смазанного кадра, чем неправильный фокус.

Диапазон вспышки

Рис. 7.13. Если вы снимаете без вспышки и выдержка устанавливается слишком большой, то снимок может получиться смазанным из-за дрожания рук (справа). Применив режим подсветки, вы получите меньшую выдержку и, следовательно, более четкий снимок

Оставить комментарий к записи: "Диапазон вспышки"

Мир в фотографиях | Уроки фотографии