Уроки фотографии | Фото мира | Красивые фотографии

Фотографирование движения с малой выдержкой

Фотографирование движения с малой выдержкой

Для того чтобы сделать эффектный стоп-кадр, вы должны запечатлеть как можно более короткий промежуток времени; это можно сделать с помощью короткой выдержки (см. главу 2).

Есть еще и другой способ сделать стоп-кадр: применить вспышку, которая осветит ваш объект на очень короткий отрезок времени. Иногда вы действительно можете использовать вспышку при фотографировании на улице при естественном свете, но все же нужно сказать, что самый лучший способ сделать стоп-кадр — применить самую короткую выдержку.

У разных моделей аппаратов бывают разные значения самой короткой выдержки, которую вы можете на них установить. На одних моделях самая короткая выдержка равна 1/250 с или еще больше — 1/200 с. На других, более совершенных, самая короткая выдержка равна 1/700 или даже 1/1000 с. На большинстве 35-миллиметровых аппаратов средней стоимости и на камерах системы APS скорость выдержки равна 1/500 с. Это не так уж плохо, с такой выдержкой вы можете снять бегущего спортсмена, и его руки и ноги будут практически не смазанными. Если у вашего аппарата самая короткая выдержка равна 1/250 с, то вы не сможете сделать нормальный стоп-кадр, даже снимая обычного спринтера, его руки и ноги получатся размазанными.

В этой ситуации у цифровых аппаратов есть определенное преимущество. Даже недорогие цифровые модели имеют выдержку 1/1000 с, а средние модели могут предоставить возможность снимать при выдержке 1/2000 с. Как я уже говорил, это позволяет делать более качественные снимки движущихся объектов.

Обычно значение самой короткой выдержки приводится в описании аппарата в соответствующем разделе. Если у вашей модели это значение равно 1/250, то все равно это не повод для того, чтобы отказываться от такой съемки. Вы все равно можете применять все способы, которые я описываю в этой главе, просто будьте готовы к тому, что ваши снимки будут не идеальны, некоторые из них будут немного размыты.

Вы, наверное, уже знаете, что на простом любительском аппарате, на так называемой "мыльнице", вы не можете устанавливать выдержку непосредственно, аппарат сам устанавливает ее вместо вас. В самом деле, если вы купили автоматический аппарат, то почему вы должны заботиться о том, чтобы устанавливать значение выдержки? Так что же вам делать, если вы хотите снимать быстро движущиеся предметы? Как сделать так, чтобы автоматика аппарата выставила самую короткую выдержку? Если вы пользуетесь 35-миллиметровым или APS-аппаратом, воспользуйтесь советом, который я уже устал повторять: применяйте чувствительную пленку.

Для фотографирования быстрого движения нужны самые чувствительные пленки, какие только можно применять в вашем аппарате (рис. 12.2). Даже при съемке на улице при нормальном свете применяйте пленку ISO 800. При слабом свете или в помещении лучше применять цветную обращаемую пленку ISO 1600 или ISO 3200, хотя такую найти довольно непросто. Вы не знаете точно, какую пленку можно применять в вашем аппарате? Тогда вам нужно еще раз заглянуть в руководство к аппарату. Если у вас нет руководства, можете открыть заднюю крышку аппарата (разумеется, только тогда, когда он не заряжен) и заглянуть в камеру для кассеты с пленкой. Если в этой камере вы видите три металлических контакта, то, скорее всего, ваш аппарат может использовать пленку чувствительностью до 3200 единиц ISO. Если таких контактов только два или три, то вы можете применять пленку чувствительностью не более ISO 400 или 800. (Подробнее о чувствительности пленки читайте в главе 2.)

Поскольку чувствительной пленке нужно меньше света для того, чтобы зафиксировать нормальное изображение, затвор в этом случае будет открыт в течение меньшего промежутка времени, чем если бы вы применяли малочувствительную пленку. Другими словами, с чувствительной пленкой аппарат установит меньшую выдержку при условии, что объект съемки освещен в достаточной степени, и за короткое время движущийся объект не успеет смазаться.

Я уже слышу, как любители цифровой фотографии говорят: "А как же быть мне? Я не могу менять пленку!". Да, действительно, это так, но в каком-то смысле ваш цифровой аппарат делает это вместо вас. Разумеется, он не меняет пленку, потому что в нем вообще нет пленки, но он может менять чувствительность светового элемента, и эта чувствительность измеряется в тех же единицах, что и чувствительность пленки. Как правило, чувствительность этого элемента меняется автоматически, т. е. автоматика аппарата выбирает ее сама в зависимости от количества света, при этом автоматически включая или выключая вспышку, но в некоторых моделях вам иногда позволяется выбирать чувствительность элемента вручную.

Если ваш цифровой аппарат устанавливает чувствительность элемента автоматически, то зачем вам может прийти в голову менять ее вручную? Дело в том, что автоматика аппарата не знает, какого типа объект вы снимаете, подвижный или нет, и при недостаточном освещении может повысить чувствительность элемента, а может увеличить выдержку, может даже решить, что лучше всего применить вспышку. Автоматика не знает, что объект съемки движется и что для правильной его фиксации нужна короткая выдержка. Если же вы установите значение чувствительности вручную, то тем самым вы скажете автоматике аппарата, что вам нужна именно короткая выдержка.

Для того чтобы установить чувствительность, нажмите кнопку управления меню, перейдите в раздел установки ISO и выберите чувствительность такую высокую, какая только есть в вашем аппарате. В большинстве аппаратов предельным является значение ISO 400, но и этого, как правило, оказывается достаточно. Дело в том, что цифровым аппаратам не нужно устанавливать такую маленькую диафрагму, как пленочным аппаратам, особенно в том случае, когда вы снимаете с большим увеличением. (Подробнее об установке диафрагмы читайте в главе 15.)

Особенно важно применять чувствительную пленку или устанавливать высокое значение чувствительности на цифровом аппарате, если вы при фотографировании подвижного объекта делаете большое увеличение с помощью зума. Почему это так важно? Потому что чем большее увеличение вы делаете, тем меньшую диафрагму устанавливает автоматика аппарата, т. е. отверстие в объективе, через которое проходит свет, становится меньше (напомним, что численное значение диафрагмы на шкале при этом становится больше). А чем меньше это отверстие, тем больше времени нужно держать его открытым, чтобы на пленку попало достаточное количество света. Следовательно, понадобится большая выдержка (в цифровых аппаратах большая выдержка соответствует большому времени включения чувствительного элемента). Чем больше выдержка, тем хуже зафиксируется быстро движущийся объект. Поэтому, если вы хотите применять большое увеличение при фотографировании подвижных объектов, используйте очень чувствительные пленки, не менее чем ISO 800, даже при фотографировании на улице при ярком свете.

Выключайте вспышку! Аппарат может автоматически включить вспышку, даже если вы используете чувствительную пленку и света достаточно для фотографирования без вспышки. Дело в том, что некоторые модели аппаратов умеют определять наличие контрового света или других неблагоприятных условий освещения, при которых на объекте могут появиться лишние резкие тени. В такой ситуации аппарат может включить вспышку для компенсации теней, а при включенной вспышке будет установлена большая выдержка. Это, опять-таки, может привести к смазыванию быстро движущегося объекта, и вам это совершенно не нужно. Поэтому мой вам совет — выключайте вспышку вручную, просто поставьте ее в режим отключения.

Если вы запаслись чувствительной пленкой и освоили технику предварительной фокусировки, можете попробовать снимать самые разные ситуации с подвижными объектами.

Ваш маленький сын пробивает пенальти. Выберите позицию на краю поля напротив точки, с которой пробивается пенальти, наведите предварительно фокус на мяч или на землю возле него и, как только бьющий окажется после разбега в кадре, нажмите кнопку спуска.

Ваша дочь на качелях. Наведите фокус на стойку качелей, на ту ее часть, которая находится ближе всего к ребенку. Когда качели приблизятся к своей верхней точке — здесь их скорость минимальна, и снимать легче, — нажимайте кнопку спуска.

Прыжок в бассейн. Наведите фокус на край трамплина или на самого прыгающего в воду, если он остановился на минуту, чтобы посмотреть в воду. Как только он подпрыгнет, снимайте.

Оставить комментарий к записи: "Фотографирование движения с малой выдержкой"

Мир в фотографиях | Уроки фотографии