
Фотографы-любители иногда проявляют некоторую, я бы сказал, чрезмерную бережливость, когда дело доходит до расхода пленки. И это, пожалуй, самый главный отрицательный фактор, который мешает достичь настоящего мастерства и успеха. Но, что удивительно, такая бережливость сохраняется у них даже тогда, когда они переходит на цифровую технику, и это совершенно неоправданно, так как кадр на цифровом аппарате не стоит ничего, если вы уже вложили деньги в достаточно емкий чип памяти. (Подробнее о том, какую память нужно покупать для цифрового аппарата, читайте в главе 15.)
Любой профессиональный фотограф скажет вам, что первое правило достижения успеха и мастерства состоит в том, чтобы делать как можно больше фотографий.
Я совсем не хочу сказать, что качество фотографий подчиняется закону больших чисел, но при фотографировании меняющихся подвижных объектов чем больше вы снимаете, тем больше вероятность того, что в конце концов хоть одна фотография из тысячи получится такой, как надо (рис. 11.2). А что может быть более подвижным и быстро меняющимся, чем ребенок или выражение лица? Даже пейзаж меняется по мере изменения света. Это очень трудная вещь — выбрать момент, когда нужно снимать, и никто не может похвастаться, что достиг в этом совершенства. Конечно, всегда есть вероятность, что объект съемки станет еще лучше, еще привлекательнее через секунду после того, как вы сделали кадр, то ли из-за незначительной перемены в выражении лица, то ли из-за резкого изменения условий освещения.
Особенно важно делать много снимков на специальных мероприятиях или во время путешествий; в таких ситуациях все становится особо неповторимым. Зачем пытаться сэкономить несколько рулонов пленки во время путешествия, на которое вы потратили неизмеримо больше? Зачем беречь несколько кадров и рисковать упустить неповторимые картины свадьбы близкого друга? Это не повод для копеечной экономии.
В этом смысле искусство фотографии принципиально не отличается от игры в теннис или от стрельбы в лет: чем больше вы упражняетесь, тем лучше у вас получается. Но вам нужно постоянно иметь обратную связь в виде отпечатков ваших фотографий, чтобы вы могли смотреть, что у вас вышло как в смысле искусства, так и в смысле техники. Вам нужно всегда стараться понять, что сделано правильно, а что нет, что нужно исправить, а что можно применить с успехом еще раз. А для того чтобы получать отпечатки, вам нужно снимать. Пленка не дорога, а пиксели вообще бесплатны. (Забыли, что такое пиксели? Читайте главу 15.)
Рис. 11.2. При фотографировании людей, особенно группы, обязательно делайте несколько снимков. Например, здесь только на третьем снимке удачно получилось выражение лица как у мужчины, так и у женщины