Уроки фотографии | Фото мира | Красивые фотографии

Роль фона

Наверное, когда вы будете снимать лицо своей тетушки, на котором застыло самое эффектное выражение (а это всегда бывает неожиданно), то о фоне этого кадра вы, скорее всего, не подумаете. Но это не вполне профессионально. Нужно научиться думать о фоне, даже когда вы снимаете экспромт. Старайтесь, чтобы фон был самым простым. Как правило, на нем не должно быть ничего бросающегося в глаза; типичная ошибка неопытного фотографа в такой ситуации — это когда из головы снимаемого торчит какой-то предмет, например дерево, телефонный провод и т. п. Даже цветок на подоконнике, несмотря на свое изящество, может все испортить.

Дело в том, что ваши глаза и мозг отфильтровывают такие вещи, и вы часто не замечаете ни дерева, ни столба за головой объекта, но на фотографии этот эффект усиливается из-за того, что все предметы сведены в одну плоскость. Поэтому, снимая экспромт, вы должны внимательно осматривать пространство за объектом, проверяя, чтобы там не было таких посторонних выдающихся предметов. Если вы что-то обнаружили, то вам достаточно просто немного сдвинуться в сторону. Когда вы пользуетесь дисплеем цифрового аппарата, стоит сначала внимательно осмотреть пространство глазами, потому что на дисплее такие детали бывают плохо заметны. Может быть, в такой ситуации лучше строить кадр с помощью обычного видоискателя.

Еще одна важная вещь, за которой нужно следить при съемке экспромтов, — это расстояние от объекта до фона. Если это расстояние будет слишком большим, то может получиться так, что фон окажется недостаточно освещенным, слишком темным, причем самое худшее — это то, что при печати автомат может попытаться осветлить фото, и в результате лицо получится слишком светлым, такой белый призрак на фоне темной пустоты (см. главу 3).

Вот несколько советов, как избежать подобных промахов при съемке экспромтом.

Заполните кадр как можно больше основным объектом съемки. Подойдите к объекту поближе или примените зум, чтобы объект в кадре выглядел крупнее. Такое увеличение приводит к тому, что детали фона становятся менее заметными, и все внимание привлекается к самому объекту. Если вы снимаете одного человека, то лучше сделать вертикальную компоновку кадра, при этом вы уменьшаете пустое пространство по сторонам от объекта.

Сделайте фон ближе к объекту. Сдвиньтесь немного в сторону так, чтобы за объектом располагалась стена или другой плоский предмет. Для того чтобы в кадр не попали резкие тени на стене от вспышки, снимайте под некоторым углом к этой стене. Конечно, при таком сдвиге вы можете потерять нужное направление на объект; в таком случае можно сказать что-то снимаемому или иначе привлечь его внимание, чтобы он повернулся в вашу сторону.

Попросите снимаемого переместиться. Передвиньте его в положение, в котором фон будет более выгодным, близким или интересным. Правда, после такой просьбы снимок уже не будет вполне экспромтом, поэтому вам придется немного подождать, пока объект забудет о вашем присутствии.

Если фон все равно слишком далек, примените вспышку в режиме медленной синхронизации. В этом режиме (см. главу 7) автоматика аппарата устанавливает более длительную выдержку, затвор остается открытым в течение более долгого времени, и на пленку попадает больше света от фона, что позволяет проявить его детали. Но это поможет только в том случае, если вы применяете достаточно чувствительную пленку или если у вашего цифрового аппарата достаточно чувствительный элемент и если света в помещении достаточно много. На всякий случай можно заранее включить дополнительные осветительные приборы.

Если света достаточно для того, чтобы снимать без вспышки, вы можете применить другую стратегию. В светлых помещениях фон кадра бывает, как правило, достаточно ярким, не образуя эффекта черной дыры по краям. В таком случае вы можете не приближать фон, а напротив, удалять его, иногда чем дальше, тем лучше. При этом детали фона выпадают из фокуса и становятся размытыми. А размытый фон имеет свойство направлять внимание именно на то, на что вам нужно, т.е. на главный объект (рис. 11.8).

Такой выразительный эффект, как нерезкий фон, проще получить, применяя большое увеличение зума, т.е. длинные фокусные расстояния (см. главу 5). Но помните о том, что чем больше фокусное расстояние, тем выше вероятность, что из-за дрожания рук весь кадр получится нерезким. И чем больше фокусное расстояние, тем больше вероятность, что вспышка сработает, если она установлена в автоматический режим. Поэтому, если такое происходит, а вы хотите снимать без вспышки, вам нужно принудительно выключить ее или применить меньшее увеличение и, соответственно, больший угол съемки. Для этого вам может понадобиться подойти ближе к объекту.

Роль фона

Рис. 11.8. Если света достаточно для съемки без вспышки, то удаленный фон может оказаться достоинством. При большом фокусном расстоянии (здесь — 135 мм) фон получается нерезким, и это привлекает внимание к главному объекту

Оставить комментарий к записи: "Роль фона"

Мир в фотографиях | Уроки фотографии