Уроки фотографии | Фото мира | Красивые фотографии

Сочетание резкости и размытости

Сочетание резкости и размытости

Может ли фотография быть одновременно резкой и размытой? Вообще говоря, может. И этот эффект иногда может передать ощущение движения сильнее, чем фиксация или простая "нерезкость". И особенно приятно, что на большинстве любительских аппаратов этот эффект совсем несложно получить.

Вы помните, что есть два основных подхода к получению изображения, иными словами, к тому, чтобы направить на пленку нужное количество света. Первый состоит в том, что вы снимаете при существующем освещении, то ли это солнечный свет на улице, то ли искусственный свет в помещении. Второй подход состоит в том, что вы при съемке посылаете дополнительный свет от вспышки.

Специальные режимы для съемки движущихся объектов

В некоторых моделях любительских аппаратов есть специальные режимы для фотографирования движущихся объектов, и с их помощью делать такие снимки немного проще, но нужно признать, что эти режимы не гарантируют вам удовлетворительного результата. Я рассматривал эти режимы в главе 4, но сейчас хочу поговорить о них особо с точки зрения фотографирования быстро движущихся объектов.

Режим Sports and Action (Спорт и движение). В большинстве моделей любительских аппаратов этот режим просто выключает вспышку и непрерывно переводит пленку к новому кадру, пока вы держите палец на кнопке спуска. В таком режиме вы можете снимать много кадров подряд, просто переводя видоискатель из точки в точку.

В некоторых моделях аппаратов при установке режима Sports and Action включается постоянная автоматическая фокусировка. Это означает, что автоматика аппарата перемещает фокус вслед за движущимся объектом вместо того, чтобы фиксировать его. Это свойство аппарата может оказаться полезным при фотографировании некоторых игр, например футбола.

Многократное экспонирование. В этом режиме отключается механизм автоматической перемотки пленки к новому кадру, и все последующие снимки делаются на один и тот же кадр пленки. С использованием этого режима можно получить интересные результаты, особенно при фотографировании таких видов спорта, как гимнастика. Установите режим многократного экспонирования, включите автовспышку и снимите гимнаста, когда он находится в одном конце кадра, а через несколько секунд снимите его в другом конце кадра. Аппарат при этом старайтесь не перемещать. Вы получите два изображения гимнаста в одном кадре.

Быстрая съемка. Режим быстрой съемки (snap mode) — это такой режим, в котором выключается система автофокусировки и фокус устанавливается на фиксированное расстояние, около 2 метров. В таком режиме удобно снимать резвящихся детей, потому что вам вообще не нужно думать о наведении фокуса, но при этом у вас будет ограничено использование других режимов фотографирования.

Представьте себе, что вы снимаете движущийся объект при естественном свете, который недостаточно ярок. Снимая просто так, вы получите немного смазанный снимок. Теперь представьте, что вы используете вспышку. Импульс вспышки зафиксирует движение в короткий момент времени, но в остальное время, пока затвор оставался открытым, на пленку или на чувствительный элемент попадет естественный свет и создаст размытое изображение. Вы получите интересный эффект, который проявляется как четкое, резкое изображение объекта в окружении размытого ореола. Можно считать, что это два снимка на одном кадре.

Эффект, когда вы снимаете со вспышкой и получаете резкое изображение в окружении размытого ореола, называется двоением изображения (flash ghosting). Мне нравится этот эффект, и он тем более бывает полезен, что при этом смягчаются резкие тени.

Вот как лучше всего применять прием двоения изображения.

Со вспышкой в режиме подсветки. Установите вспышку в режим подсветки, и, фотографируя движущиеся объекты в не очень ярком свете, вы получите сдвоенное изображение. Попробуйте применить этот прием при фотографировании бегунов или велосипедистов (рис. 12.6). Можете попробовать

Сочетание резкости и размытости

Рис. 12.6. Вспышка в режиме подсветки зафиксировала этого бегуна, но естественный дневной свет попал на пленку и создал размытый ореол и резкое изображение деталей фона

снимать со вспышкой и без вспышки и сравнить результаты. Но помните, что вы должны расположиться довольно близко к объекту, в пределах действия вспышки, иначе она не окажет на снимок никакого влияния.

Чем менее чувствительная у вас пленка и чем меньше естественного света есть при съемке, тем сильнее проявится эффект сдвоенного изображения. При таких условиях автоматика аппарата устанавливает большую выдержку, и на пленку или на чувствительный элемент попадает больше естественного света, создавая размытое изображение. Если у вас цифровой аппарат, то вы можете специально установить низкое значение чувствительности, увеличив тем самым эффект сдвоенности.

Со вспышкой в медленном режиме. В этом режиме (его иначе называют ночным режимом) затвор остается открытым на большее время, чем в автоматическом или в режиме подсветки. При этом на пленку попадает больше естественного света, и эффект сдвоенности получается более выраженным.

Как и в других режимах, при малочувствительной пленке или при слабом свете эффект получается более сильным. Иногда фотографии получаются совершенно необычными, напоминающими абстрактные картины; это особенно поразительно выглядит при фотографировании танцующих людей.

Ведение аппарата. Вы можете сочетать вспышку и ведение аппарата за объектом, если при этом сам объект находится в пределах досягаемости вспышки. Для этого вы делаете все то же самое и просто поворачиваете аппарат за движущимся объектом. При использовании вспышки в режиме подсветки вы можете немного снизить эффект размытия, а если поставите вспышку в медленный (ночной) режим, то у вас получатся интересные снимки таких объектов, как велосипедисты и скейтроллеры.

Оставить комментарий к записи: "Сочетание резкости и размытости"

Мир в фотографиях | Уроки фотографии