Уроки фотографии | Фото мира | Красивые фотографии

Свет и фактура предмета при фотографировании

Свет и фактура предмета при фотографировании

Материальная характеристика предмета и ощущение его веса передаются в изображении через показ поверхности этого предмета — его фактуры. Под фактурой материала в изобразительном искусстве мы понимаем структуру его поверхности. Внешне мы можем судить о том, из какого материала сделан предмет, только по структуре его поверхности. Выявить в большей или меньшей степени эту структуру мы можем только при помощи света. Структура определяется состоянием поверхности, неровностью ее. При передвижении источника света тени от неровностей поверхности будут увеличиваться или уменьшаться; найдя нужную длину этих теней и образующихся бликов, можно найти участок поверхности, создающий наиболее правильное впечатление о материале, из которого сделан предмет, и о его весе.

Из этого следует, что с помощью соответственным образом установленного света можно трактовать фактуру предметов в зависимости от замысла фотохудожника. Мы знаем, что в кинематографии картонные и деревянные модели металлических мостов, каменных зданий благодаря искусному освещению выглядят настолько убедительно, что у зрителя не возникает сомнения, что кадры с такими моделями сняты на настоящей натуре.

Так как фактура определяется состоянием поверхности и передается в фотографии ее изображением, то характер тех или иных фактур зависит от их отражательной способности. Мы различаем поверхности матовые, блестящие и глянцевые.

Матовые поверхности благодаря своей структуре обладают способностью отражать свет в равные стороны и рассеивать его. Они имеют свойство казаться одинаково яркими с различных точек зрения. Блестящие (полированные) поверхности отражают свет в соответствии с углом его падения и обладают высоким коэффициентом поглощения. Поэтому блестящие поверхности выглядят на отдельных своих участках в зависимости от точки зрения то темными, то яркими. При съемке блестящих поверхностей во избежание большой контрастности следует для правильной передачи их в изображении применять мягкий рассеянный свет.

В блестящих полированных поверхностях отражаются окружающие их предметы. В матовых поверхностях предметы не отражаются, от них же отражаются лучи падающего на них света, который благодаря неровностям поверхности рассеивается в разные стороны.

Глянцевые поверхности являются теми же матовыми поверхностями, на которые нанесен глянцевый слой, например глазурь на фарфоровой посуде. В зависимости от угла падения света они могут отражать его слабыми бликами.

При передаче фактуры степень резкости изображения оказывает влияние на ее характеристику. Излишняя резкость может рисовать фактуру слишком подробно, а не резкость вообще сотрет всякое представление о фактуре.

Особое значение приобретает вопрос о резкости изображения при передаче фактуры предметов, которые не имеют постоянной твердой формы, а меняют се при различных внешних влияниях, как, например, ткани, сыпучие тела, меха. Здесь наряду со светом резкость изображения будет фактором, определяющим трактовку фактуры. В реалистическом изображении выявление фактуры материала является необходимым, ибо это придает изображению правдивость.

Оставить комментарий к записи: "Свет и фактура предмета при фотографировании"

Мир в фотографиях | Уроки фотографии