Свет, скрадывающий тени, уравненный во всех плоскостях, образующих форму предмета, сделает его изображение плоским. Наоборот, свет, подчеркивающий разницу яркостей разноудаленных плоскостей предмета, подчеркнет выпуклость и объемность его в изображении. Для получения того или иного эффекта освещения, характеризующего объем и форму предметов, фотохудожник пользуется, как мы говорили выше, солнечным или искусственным освещением. На натуре он добивается нужной ему резкости светотеней, либо выжидая время, когда небо покрыто облаками и яркость солнечного света смягчается и появляется большая прозрачность в тенях, либо добиваясь нужной прозрачности в тенях при помощи отражательных экранов или зеркал. При искусственном освещении соответствующее распределение осветительных приборов помогает добиться глубины или прозрачности теней.
Тождественность градаций светотени в изображении, полученном при съемке и в натуре, отнюдь не гарантия хорошего качества изображения. Градация светотени в натуре далеко не всегда достаточно хороша для обеспечения пластической обработки изображаемых предметов. Поэтому фотохудожник может изменять эту градацию, подчиняя ее своему художественному замыслу.
Наряду с объемом и формой предметов в реалистическом изображении должно быть передано представление о материале, из которого предмет сделан. Каждый материал внешне характеризуется плотностью массы и весом. Эти впечатления складываются из нашего представления об окружающих нас конкретных предметах. В жизни мы знаем, что железо тяжелее дерева, в изобра-жении это впечатление достигается правильной передачей видимой структуры поверхности объекта. Кто-то покупает горячие путевки, чтобы снимать море, а кто-то – идет в парк.
Ощущение упругости, мягкости, твердости, легкости или тяжести, плотности или пористости характеризует материал, из которого сделан предмет, и дает, таким образом, полное о нем представление.