Уроки фотографии | Фото мира | Красивые фотографии

Пример построения равновесия в фотографии

Пример построения равновесия в фотографии

Представим себе изображение богатого урожая в колхозе.  В левой части картины изображена колхозница на фене широких просторов колхозного поля, взгляд ее направлен на правую часть картины, т. е. на окружающее ее и видимое зрителю пространство.

Человеческая фигура в данном случае является единственным ярко выраженным объемом и наиболее тяжелым по силе тональным пятном. Казалось бы, что равновесие в прямом смысле отсутствует, потому что объем и вес человека перевешивают левую часть картины и тянут ее книзу. Попробуем считать, что равновесие установлено тональной пропорцией, т. е. что темному тональному пятну, определяющему изображение человека, противостоит значительно большее по занимаемой площади более светлое тональное пятно — изображение окружающей его природы, которое и уравновешивает картину в целом Однако представим себе, что колхозница повернулась и направила свой взгляд в противоположную сторону, не в правую часть картины, а в левую ее часть.

Так как человек помещен не посередине картины, а в левой ее трети, взгляд его естественно обратится не на видимое зрителю пространство, а упрется в рамку изображения, и мы сразу почувствуем, что равновесие нарушено, что левая часть картины перевесит и сделает изображение неустойчивым, хотя все признаки тонального равновесия не нарушатся.

Из этого примера следует, что равновесие устанавливается не тональным решением, а в основном зависит от смысла и взаимодействия изображенных фигур и предметов. Если в первом случае равновесие наряду с правильной тональной пропорцией определялось восприятием главной фигуры изображении, т. е. человека, и по направлению его взгляда следовал и глаз зрителя, воспринимающий окружающее пространство, т. е. взгляд изображенного человека связывал зрителя с окружающим пространством, то во втором случае, когда взгляд главной фигуры изображения обратился в пространство, не видимое нами, находящееся за рамками картины, то, что находится за спиной человека, от чего отвернулся человек, потеряло связь с ним, следовательно, утратило для зрителя интерес и стало лишним в изображении.

Представим себе, что лицо человеку, взгляд которого обращен за рамку изображения, подул сильный ветер. Ветер этот стал развевать одежду человека в направлении пространства, от которого он отвернулся. Очертания развевающейся одежды создают направляющие линии, свидетельствующие о наличии ветра, и эти линии вновь заставляют глаз зрителя обратиться к пространству, находящемуся в правой части картины. Равновесие будет восстановлено на этот раз благодаря вводу новой характеристики состояния природы — ветра. Направление взглядов изображенных людей или движущиеся в фотокадре объекты проведут незримые линии, сюжетно и смыслово связывающие отдельные компоненты изображения, придадут ему цельность, устойчивость и таким образом уравновесят его.

Итак, мы видим, что равновесие, придающее изображению целостность и монолитность, достигается зрительными оптическими свойствами, подчиненными раскрытию смысла поведения изображаемых людей и их связи с окружающим, характеристике природы и людей, участвующих в изображаемом сюжете, реализующем тему в конкретной зрительной форме.

Как мы говорили выше, равновесие это не только и не столько устойчивость, образованная равномерным распределением предметов и тональных пятен, сколько смысловая завершенность и единство впечатления. Из этого следует, что равновесие в прямом смысле может быть и неустойчивым, а изображение будет завершенным и целостным.

Оставить комментарий к записи: "Пример построения равновесия в фотографии"

Мир в фотографиях | Уроки фотографии