Фон может звучать в унисон с изображенным объектом, аккомпанировать и дополнять характеристику главной темы, но фон может также и контрастировать с объектом, и тогда решение темы будет определяться смысловым контрастом объекта и фона.
Представим себе изображение нищего на фоне темных жалких лачуг и трущоб города. Фон здесь будет служить дополнительной характеристикой и звучать в унисон с объектом, помогая раскрытию темы. Представим этого же нищего, изображенного «на фоне залитого ярким солнечным светом «фешенебельного» пляжа курорта со всем его показным великолепием. Фон здесь будет противопоставлен объекту и смысловым контрастом еще больше подчеркнет обреченность и одиночество. В том и другом случае фон сюжетно связан с объектом и является его неотъемлемым компонентом.
Иногда мы встречаем фотографии, в которых люди и предметы изображены на фоне, никакого отношения к изображаемой теме не имеющем и не связанном по своему прямому смыслу или по своему смысловому контрасту с .изображаемым объектом.
Объект изображается на таком фоне просто потому, что этот фон кажется автору «красивым». Совершенно естественно, что в данном случае никакой взаимосвязи объекта и фона не достигается, и зритель недоумевает: о чем же, собственно, рассказывает автор, об объекте или о фоне?
Композиция изображения заключается в умении найти отвечающее содержанию произведения взаимодействие фона и объекта, используя для этого все средства и элементы изобразительной формы. Умение подобрать тональную гамму и пропорцию, умение соответственно осветить объект и фон помогают решению этой задачи.